Хотите узнать больше о выходе на зарубежный фриланс, продвижении на LinkedIn и особенностях работы с иностранными заказчиками? Подписывайтесь на канал канал Brocli — все о зарубежном фрилансе!

Журналист и дистанционная работа созданы друг для друга, но, как говорится, есть нюансы. Нередко проблемы начинаются уже на этапе коммуникации с потенциальным заказчиком – редактором СМИ. В этом материале журналист Анна Чуруксаева расскажет, каких ошибок стоит избегать журналистам-фрилансерам, а также как научиться писать для СМИ.

На нашу редакционную почту часто приходят предложения о сотрудничестве от начинающих и уже опытных журналистов, а также отклики на объявления о поиске удаленных авторов. Если исключить просто неграмотные послания, а также запросы от overqualified коллег, где все, конечно, идеально, можно выделить следующие типичные ошибки:

  1. Kill-time письма, то есть требующие длительной переписки, – автор не рассказывает о себе, не прикрепляет резюме и ссылки на публикации, не пишет, чем может быть полезным изданию, какие темы его интересуют и так далее. Все это приходится выспрашивать… если есть время. Но если человек его не ценит уже сейчас, то сможет ли он корректно взаимодействовать со спикерами потом? Стоит ли СМИ рисковать?
  2. Письма off the point – авторы предлагают театральные рецензии и стихи деловому изданию, материалы про эмиграцию – журналу, ориентированному на российский бизнес, молодежному СМИ – тексты о том, как выбрать детский садик или как поддерживать здоровье в возрасте 50+. Это все реальные примеры, которые показывают, что человек даже не удосужился зайти на сайт и посмотреть, чем дышит конкретный проект.
  3. Surface письма – такие поверхностные послания я называю «Нам хотят открыть Америку». Например, рассказать читателям о том, что такое тайм-менеджмент, онлайн-образование или, скажем, квесты. Как вариант – предложить интервью с пиарщиком компании, хотя у нас выходил материал на ту же тему с владельцем этого бизнеса. Сразу видно, что такой скилл, как поиск по сайту, не освоен.

И все это на первой стадии знакомства, установления контакта. Дальше – больше. Перечислю несколько типичных ситуаций:

  1. «Мхатовская пауза» – потенциальный автор исчезает на неделю после просьбы предложить 2-3 конкретные темы для пробного материала. Еще один убийца времени, который не потрудился узнать, какой темп работы принят в издании.
  2. «А теперь помогите мне» – после согласования темы пробного текста приходит неожиданная просьба подсказать контакты экспертов и даже сайты, где искать информацию.
  3. «Я думал, так можно/так сойдет» – журналист присылает или слишком короткий, или слишком длинный текст, не в том жанре, без справки, если она обычно нужна, без ссылок на проекты и др., то есть очевидно, что он не проанализировал подачу материалов в издании, не обратил внимание на гайд для авторов (если таковой разработан и высылается новичкам), не задал, в конце концов, вопросы редактору.

Отчего так получается? Человек не понимает, что такое формат СМИ и как в него попасть, поэтому не способен сразу грамотно сформулировать свои предложения и потом реализовать их, не говоря уже о том, чтобы подстроиться под требования издания.

Вот здесь выложен список из 20 вопросов, на которые фрилансеру нужно найти ответ ДО того, как приниматься за текст. Первая часть поможет познакомиться с форматом СМИ, вторая – правильно взаимодействовать с редакцией.

Конечно, умение понимать, что нужно тому или иному изданию приходит только с опытом. Расскажу, как это опыт постепенно наработать, но вначале небольшая история.

Несколько лет назад я брала интервью у волшебника-акварелиста. До перестройки Константин Кузема преподавал математику и электротехнику в техническом колледже. Но в девяностые педагоги сидели без зарплаты, нужно было чем-то зарабатывать. Этим «чем-то» стали акварельные рисунки. Акварель – коварная техника: одно неверное движение – и лист испорчен, пропали доллары, которые можно было бы получить за картинки у туристов на Невском проспекте. Поэтому Кузема вывел для себя принцип, который мне очень понравился: «отрезать [испорченное] и реализовать [остальное]», ведь даже маленький рисунок – это продукт, который кто-то готов купить.

Итак, упражнения:

  1. Кому пригодится?

Вы готовите материал на какую-либо тему, например, о ситуации на ювелирном рынке, и находите любопытную информацию (за десять лет вес золотого украшения уменьшился примерно в десять раз или стартапы выпускают дистрессуары – украшения, помогающие справиться с тревогой). Подумайте, какому СМИ мог бы подойти текст, включающий эту информацию? Может быть, сделать для женского журнала  подборку ювелирных новинок, которые больше, чем просто украшения? Или уцепиться за уменьшение веса колец и сережек? А в каком формате и для какой аудитории об этом рассказать? Отвечайте на эти вопросы мысленно, делайте заметки, доведите навык до автоматизма.

Снимок экрана 2018-05-23 в 20.11.31.png
Материал о дистрессуарах на портале об украшениях “Ювелирум”
  1. Ни кусочка в корзину

Беседа с хорошим спикером нечасто вмещается в финальный текст целиком. Придумайте, что сделать с теми фрагментами, которые остались? Если фрагмент не является самодостаточным, что стоило бы доспросить на месте?

Условно, вы брали интервью у писателя, в публикацию вошли его размышления о творчестве, а вот яркая байка о детских годах не попала. Чем ее дополнить, как оформить, чтобы сделать настоящий, пусть и маленький, материал? Со временем вы научитесь слышать такие фрагменты прямо во время беседы и оперативно реагировать. (Естественно, все это – соблюдая журналистскую этику: нужно непременно уведомить спикера, что этот фрагмент беседы пойдет в другое издание, и убедиться, что он не против, а ваши СМИ не конкурируют).

Снимок экрана 2018-05-23 в 20.14.08.png
Из таких мелких деталей можно сделать интересную заметку
  1. Больше зайцев одним выстрелом

С фестивалей, выставок, ярмарок, конференций и прочих крупных мероприятий обычно набирается материал для нескольких текстов разного жанра (репортаж, обзор, интервью, опрос и т. д.). Изучив пресс-релиз и непосредственно программу мероприятия, определите, что может интересовать издания А, B и C, в каком виде им нужно преподнести материал, о чем вам следует позаботиться заранее (например, о фотографиях или дополнительной аккредитации); вышлите питч редактору, после согласования уточните детали – сроки, объем и прочее.

Об авторе  

Анна Чуруксаева –  журналист, редактор интернет-журнала «Понедельник», кандидат филологических наук. В профессии уже 17 лет, фриланс-стаж – 8 лет. Создатель проекта «Лаборатория журналистики», посвященного работе журналиста в информационную эпоху и феномену дистанционного интервью.

Подписывайтесь на канал о фрилансе и удаленной работе Remote&Freelance и узнайте, как монетизировать любимое дело, работать удаленно и путешествовать.

Узнай, как находить заказы на фриланс на зарубежном рынке в 2024 году, в моем гайде «Зарубежный фриланс 2024»! Всего 2990 рублей: скачать гайд и узнать, как получать заказы с Upwork БЕСПЛАТНО без оплаты коннектов.

Упоминающиеся в тексте Instagram и Facebook признаны на территории РФ экстремистскими.

1 comment
  1. Отличные советы от акварелиста (и вас)), спасибо!

Comments are closed.

You May Also Like
Читать статью

Как стать UX-писателем: что нужно знать для старта и где искать работу

Рассказываем, как освоить новую для России профессию UX-писателя, составить портфолио с нуля и найти высокооплачиваемую вакансию на небольшом рынке.
Читать статью
Читать статью

«Можно как-то поживее?»: что делать, если заказчик просит эмоциональный текст

Копирайтеры и заказчики рассказывают, как из обычного текста сделать эмоциональный и наладить взаимопонимание с заказчиком.
Читать статью