Хотите узнать больше о выходе на зарубежный фриланс, продвижении на LinkedIn и особенностях работы с иностранными заказчиками? Подписывайтесь на канал канал Brocli — все о зарубежном фрилансе!

И 3 ошибки, которых не совершила, хотя могла бы. Гостевой пост от Елены Вишневской.

Меня зовут Елена Вишневская, и я копирайтер. Весной 2013 года я бросила стабильную работу в крупной федеральной компании, отказалась от неплохой (да что уж там, хорошей) зарплаты, годовых и квартальных премий, льготных ипотек и перспектив карьерного роста и стала фрилансером. Начала с копеечных текстов – гороскопы, поздравления с юбилеем и т.д. Сейчас мне заказывают тексты для FB.ru и VC, доверяют работу над крупными проектами, а за моим блогом о маркетинге и текстах в инстаграме следят несколько тысяч человек.

Однако прежде чем стать опытным копирайтером, я, как и все новички, наломала дров. Знаете, есть такие типичные ошибки, которые делают практически все фрилансеры в начале пути. Было бы слишком самонадеянно ожидать, что я пройду мимо них.

Итак, учитесь на тех ошибках, которые я совершила (и на тех, которых избежала).

Ошибка № 1. Стахановщина

О, как я гордилась тем, что мне можно доверить объемные и срочные заказы! Что я могу писать по 40 тысяч знаков в день. Что я могу писать ночью и в выходные. Что я вообще все могу.

Пока в какой-то момент не поняла, что у меня 12-часовой рабочий день, по ночам и выходным я пишу диплом, а мужа вижу, когда он приносит мне стакан с чаем или чем-то покрепче к компьютеру.

Я брала заказы, которые появляются в пятницу в 10 вечера с дедлайном в 9 утра в понедельник. Знаете, как обычно случаются такие заказы? Отдел маркетинга получил бюджет на контент, заказал его у копирайтера, заплатил (скорее всего), а потом получил результат и покрылся нервной экземой в полном составе – тексты никуда не годятся, бюджет протрачен, директор выдал ай-люлей, и есть перспектива все выходные писать тексты собственноручно, потому что в понедельник на планерке босс ждет годный контент. Вот так и появляются срочные заказы – с раздутым ТЗ и практически без бюджета.

Теперь я не работаю быстро. Я не читаю почту по выходным, да, серьезно, просто не открываю письма. Я беру на каждый текст не меньше суток. Некоторые тексты рождаются неделями. Получается лучше, качественнее, дороже и приятнее (и мне, и заказчику).

Просто запомните – если вы все время стучите пальцами по клавишам, выдавая нереальные объемы, то когда же вы думаете?

Ошибка № 2. Ставить себе рамки

В своих первых cover letters и откликах на заказы я писала, что мне интересно работать с одними темами, а с другими неинтересно. Да, вот прям так и писала – “мне неинтересно”. Друзья, когда вы новичок и начинаете вот так копаться, вы рискуете сесть на мягкий диван в ожидании заказов надолго. Это прерогатива опытных исполнителей.

Но как же быть с теми темами или видами услуг, которые вы не знаете или не умеете? Их надо изучать. Когда я это поняла, я удалила все свои “нравится-не нравится” и начала брать те заказы, которые были. Попутно (по ночам) изучала основы SEO, училась писать продающие тексты и прокачивала скиллы.

Конечно, тут можно поспорить – многие коллеги выбрали для себя довольно узкую специализацию и развиваются в ней, достигая успеха. Юридический копирайтинг, медицинский и т.д. – это сферы, требующие или профильного образования, или большого опыта. Если вы выбираете тему, в которой у вас нет ни того, ни другого, в качестве “любимой”, это как минимум самонадеянно.

Чем шире ваши рамки, тем больше у вас пространства для действий.

Ошибка № 3. Не повышать цены

Простите, но это совсем перебор. Но я реально не повышала цены очень долго, потому что считала, что у меня маловато опыта, многовато скромности, ну и как-то некрасиво – пишешь заказчику тексты, пишешь, а потом такой – цены у меня повысились. А знаете, как я их повышала? Писала для одной веб-студии SEO-тексты по 50 р. за 1000 знаков, а потом после долгого ожидания мне пошли навстречу, и я стала писать по 60. Win-win.

Потом до меня дошло, и я повысила цену в 2 раза. Стала работать меньше, а получать больше. И качество моей работы стало выше. Поэтому повышение цены оказалось оправданным – итоговый результат-то стал более качественным.

Цены повышать надо обязательно. С каждым проектом вы становитесь круче, опытнее, умнее. Вы можете давать заказчикам больше. Поэтому повышение цен вполне оправданно.

Ошибка № 4. Демпинг – бессмысленный и беспощадный

Еще один фейл, который касается, наверное, большинства фрилансеров и точно всех копирайтеров. Когда вы оставляете отклик на проект (я для поиска заказов использовала сайт freelance.ru), вы демпингуете, чтобы выбрали именно вас. Например, в проекте стоит стоимость 1000 рублей, а вы пишете, что сделаете за 500.

Объясняю, почему это плохо.

Во-первых, вас возненавидят коллеги (они же конкуренты). Профтусовка – дело такое, копирайтеры делят рынок, и им приходится общаться друг с другом. Лучше находиться с коллегами в хороших отношениях. Дружишь с коллегами – они рекомендуют вас своим заказчикам или прикрывают ваш тыл, когда вы вдруг не можете выполнить все заказы. Про демпингующих все говорят – вот из-за таких, как вы, нашу работу и оценивают на копейки! И они правы.

Во-вторых, вы так и не подниметесь выше 500. По крайней мере, с этим заказчиком. Если он выберет вас в качестве исполнителя, даже  не рассчитывайте на повышение оплаты. Скорее всего, вас будут пытаться продавить на еще больший демпинг – потому что вы уже продемонстрировали, что готовы снижать цену.

Не демпингуйте – и не потеряете уважения заказчиков и коллег. Заказ, который вы получили благодаря демпингу – это ваша синица в руке, но пока вы в нее вцепились, мимо вас пролетают стаи журавлей.

Ошибка № 5. Хранить все яйца в одной корзине

У меня был заказчик, который давал мне около 80% работы. Меня это устраивало – стабильные выплаты каждые 2 недели и четкий план. А потом все полетело к черту, потому что заказчик закрыл мой проект. Просто кончились деньги. И у меня началась паника.

Я снова хотела найти того самого, одного единственного заказчика, который бы мне давал много работы и еще больше стабильности. И я совершила эту ошибку еще пару раз. Пока не до меня не дошло.

Не нужно хранить все яйца в одной корзине. Это правило для инвесторов, но оно вполне подходит и нам, фрилансерам. Один большой проект – это стабильно и спокойно, но когда он закончится, вы окажетесь ни с чем. Ведите параллельно несколько проектов, не гнушайтесь разовыми заказами – практика показывает, что каждый разовый заказ может стать дверью в постоянное сотрудничество, а иметь доход, распределенный между несколькими источниками, всегда лучше, чем получать всё из одного.

Не бойтесь параллельных проектов и разовых заказов – это лучше, чем мнимая “стабильность” при работе над одним проектом.

А вот – топ ошибок, которые я не совершала (хотя могла бы).

Несовершенная ошибка № 1. Работа на биржах

На самом деле, это, конечно, не ошибка. Многие из известных копирайтеров начинали на биржах. Мне просто повезло – я сразу вышла на прямых заказчиков и на студии, поэтому на биржах не работала. Но беда биржевых копирайтеров в том, что, во-первых, их ни во что ни ставят (причем не только заказчики, но и коллеги или студии), а во-вторых, они работают по низким ставкам, находятся в полубесправном положении и ограничены в своем развитии правилами и условиями работы на бирже. Штрафы, запреты, блокировки, рейтинги – оно вам надо? Биржи дают ощущение защищенности и стабильности, но по сути – это та же самая работа по найму, только прав у вас еще меньше.

Возьмите от биржи все, что можете – опыт, портфолио, заказчиков – и уходите.

Где можно искать проекты, кроме бирж, читайте в этой статье.

Несовершенная ошибка № 2. Огромные заказы, на которые кинули

Всех новичков кидают заказчики, особенно если новичок ищет заказы в соцсетях или на сомнительных форумах. Мне снова повезло, первый и единственный раз я не получила оплату, когда поторопилась и написала кучу текстов под проект, на который у заказчика еще не был заключен договор. Заказчик (студия) его так и не подписал – и неоплаченные тексты мне “простил”. Несмотря на имеющийся договор между нашими ИП. Услуга оказана? Нет, я же так и не выслала ему тексты, потому что работала только по предоплате. Так и лежат они у меня.

Но я сейчас про другую ситуацию: когда вы выполняете объемную работу, например, работаете неделю или две, высылаете готовый материал заказчику, после чего тот перестает выходить на связь. Когда между вами нет официального договора и вы не знаете про заказчика ничего, кроме одноразового email, с которого он вам писал.

Работайте по предоплате, не выполняйте работу “впрок” без гарантий оплаты, заключайте договор и никогда не сдавайте объемные проекты до оплаты. Или частями, или после оплаты.

Несовершенная ошибка № 3. Экономия на платных сервисах

Для меня как-то само собой разумеется, что за некоторые сервисы нужно платить. Нужно покупать бизнес-аккаунт на freelance.ru, нужно (если реально нужно) оплачивать 140 рублей в месяц за сервис по проверке уникальности. Нужно вкладывать деньги в рекламу, в раскрутку страницы в инстаграме, в хостинг. Поэтому я не понимала и не пойму тех коллег, которые говорят, что не готовы оплачивать ничего.

Ребята, это не расходы – это инвестиции. Мой первый бизнес-аккаунт отбился за пару дней. Расходы на раскрутку инстаграма окупились практически сразу же. Сайт на красивом домене выглядит серьезнее и вызывает больше доверия, чем на “кривом” бесплатном. Тем более что стоит это все копейки.

Не жадничайте на себя – инвестируйте в свою раскрутку. Это, в какой-то мере, личный бренд – так пусть он не будет дешевым.

Конечно же, это не все возможные и невозможные ошибки начинающего фрилансера – я описала только те, с которыми столкнулась сама или о которых слышала настолько часто, что закрыть глаза на них просто не получилось. Пишите о своих ошибках и их решении в комментариях, обменяемся опытом.

А вам я желаю успешной работы, развития, крутых заказов и хороших заказчиков!

Елена Вишневская, texts4u.ru.

Подписывайтесь на канал о фрилансе и удаленной работе Remote&Freelance и узнайте, как монетизировать любимое дело, работать удаленно и путешествовать.

Проверьте свои профили на LinkedIn и Upwork и узнайте, готовы ли вы к выходу на зарубежный фриланс. Забирай бесплатный чек-лист!→

Если хотите начать зарабатывать от 100 000 рублей в месяц на ведении своих и клиентских телеграм-каналов, приходите на курс «Телеграм PRO» — моя авторская система роста каналов с 0 до 25 000 подписчиков, которая принесла мне больше 3 млн рублей на рекламе, услугах и продуктах. Купить курс с 60% скидкой сейчас→

Упоминающиеся в тексте Instagram и Facebook признаны на территории РФ экстремистскими.

You May Also Like
Читать статью

Как стать фронтенд-разработчиком без знания кода и найти заказы за рубежом

Попасть в веб-разработку без знания кода, зарабатывать 300-400 долларов за проект на зарубежных биржах и путешествовать реально, если очень захотеть.
Читать статью
Как стать UI/UX-дизайнером: от заказов за 500 рублей к собственному онлайн-бизнесу
Читать статью

Как начать работать UI/UX-дизайнером: от заказов за 500 рублей к собственному онлайн-бизнесу

Как стать UI/UX-дизайнером без профильного образования? Какие нужны навыки и где учиться UI/UX? Глава дизайн-студии и основатель мобильного приложения Firstep Ян Славкин рассказывает, как стать дизайнером, имея только образование химика и большое желание.
Читать статью
Читать статью

PR-специалист: кто это, как стать, какие нужны навыки, советы новичкам

Как стать PR-щиком, но сохранить свободу фрилансера? Своим опытом и советами новичкам поделилась Мария Гешева, которая успешно совмещает работу в PR-агентстве с удаленкой на сервис Lastbox.
Читать статью
9 фактов об удаленной работе: результаты опроса 5300 респондентов
Читать статью

9 фактов об удаленной работе

У удаленной работы есть плюсы: не нужно полтора часа добираться до офиса, можно самому планировать день и больше времени проводить с семьей. Переходить на удаленку или нет — решать вам, а мы подготовили 9 фактов об удаленной работе и добавили статистики для убедительности.
Читать статью
Читать статью

10 частых вопросов новичков про SMM

Креативный копирайтер, таргетолог и основательница SMM-агентства Brave Карина Сахаува рассказала Digital Broccoli свою историю становления и ответила на 10 вопросов о профессии SMM-щика.
Читать статью
Читать статью

Как стать сценаристом игр: где и чему учиться, как составить портфолио и найти первый заказ

Успешная игровая сценаристка рассказывает, чему и где учиться, чтобы войти в геймдев, как оформлять портфолио и где искать работу.
Читать статью