Хотите узнать больше о выходе на зарубежный фриланс, продвижении на LinkedIn и особенностях работы с иностранными заказчиками? Подписывайтесь на канал канал Brocli — все о зарубежном фрилансе!
Фриланс манит свободой и пугает нестабильностью. Что делать, если заказы не текут рекой? Если отношения с работодателем не сложились? Ради чего стоит вернуться в офис?
Выпускник 5-го потока курса «Копирайтинг с высоким бюджетом» Константин Куликов работает копирайтером полтора года, пять месяцев из которых провел в офисе. Историей взлетов и падений и правилами выживания на фрилансе он поделился с Digital Broccoli.
Из курьеров в копирайтеры
Я получил образование журналиста, но не стал работать по специальности. Вместо этого я вспомнил школьный физмат, математику, компьютеры и пошел в компанию, которая занималась производством электрооборудования: щитов, шкафов. Они работали с крупными заказчиками вроде Росатома и Роснефти. Я подсчитывал предварительную стоимость проекта для формирования заявки на тендер, потом пересчитывал для закупок.
В 2016 году меня занесло в продажи, там я пытался найти счастье два года. Я вкладывал в работу кучу сил и времени, вникал, старался быть ответственным. Но непродуманные продукты, некомпетентное руководство и мои собственные депрессия и неуверенность не дали реализоваться в профессии. Ходить по кругу и ждать, когда одни и те же действия принесут новый результат, казалось мне безумием. Хотелось профессионального и финансового роста.
Тогда я решил попробовать себя в текстах. Я работал курьером и параллельно искал заказы, курсы по копирайтингу. Я перебрал три или четыре бесплатных курса с торрентов. Это было чистое инфоцыганство: много воды, непонятно, как построить рабочий процесс.
Тогда я пошел на курс «Копирайтинг с высоким бюджетом». Наконец-то я нашел то, что мне было нужно: все по полочкам, структурно. Я понял, как строить весь рабочий процесс от и до.
Первых заказчиков я нашел в течение двух недель в Телеграме. Я выложил свое резюме в нескольких каналах, активно откликался на вакансии.
Не вся работа была в кассу. Например, подруга-копирайтер ещё на старте подкинула заказчика в лице девушки, которая занимается шугарингом. Я писал ей посты для инстаграма по 300 рублей за текст. Занятость была непостоянная, потому что это не студия, а индивидуальный мастер. Иногда работы по этому проекту могло не быть месяца два. Плюс, тематика очевидно не совсем моя: где я и где шугаринг, у меня ноль экспертности в теме. С этой работой пришлось расстаться.
Потом для маленькой команды веб-разработчиков я сделал проект сайта компании, которая занимается системами вентиляции и кондиционирования, а еще написал им пару текстов для соцсетей и рекламы, статью в блог. Получил я 300 рублей за 1000 знаков вместо 500 — ожидания по оплате в первые месяцы работы не всегда оправдывались.
Чуть позже появилась ещё одна студия из Крыма, которым я писал для сайта компании, которая занимается пластиковыми окнами. С ними я сотрудничаю до сих пор.
Тогда же я успел поработать с двумя заказчиками из США. Для сервиса-агрегатора по продаже вейпов делал контент-менеджмент, несколько статей, размещал контент на WordPress. Второй проект – 30 статей для небольшой веб-студии в Техасе. Я делал тексты для компании, которая занимается уходом за деревьями. Это было длительное сотрудничество, оно продолжалось, даже когда я вернулся в офис.
В офисе и на удаленке
Через полгода фриланса меня пригласили выйти копирайтером в офис. В целом там было классно и интересно. Это была небольшая команда. Сотрудники хорошо понимали, как построить сервис и рабочий процесс, наладить связи. Но они совершенно не разбирались в маркетинге и не понимали, чего хотят. Через три месяца по обоюдному желанию моему и руководства я ушел. Мы расстались на позитивной ноте.
После я попал в дизайн-агентство. Это была, наверное, самая классная моя работа. Отличная команда, талантливые ребята, все знают, что и как делать. Но мне не повезло. Через месяц прошла встреча с инвестором, который оказался недоволен работой и начал отзывать финансирование. Я попал под сокращение.
Я попытался поработать на сеть салонов красоты на удаленке. Мы встретились с работодателем, подробно обсудили суть работы. Я должен был закрывать целый пул задач: лендинги, рассылки, статьи, посты в соцсетях. Мое тестовое задание с контент-планом и текстами одобрили. Но потом начался хаос.
Я сделал статью, на которую получил комментарий «Плохо». А что плохо? «Все плохо». Мне давали задачу со словами: «Сделай, как считаешь нужным. Ты профессионал, я тебе доверяю». А на стадии приемки разносили мою работу. Это единственный работодатель, с которым проект закончился скандалом. Я просто не понял, какого от меня ждут результата. Это была проблема коммуникации.
По теме: мини-курс про решение конфликтных ситуаций на фрилансе.
После этого проекта я вернулся на фриланс. Сейчас у меня есть два постоянных проекта: сервис из сферы криптовалют и кальянная. Также то и дело всплывают приходящие и уходящие заказы. Из последнего: доктор-остеопат-эзотерик, несколько салонов красоты, портал о путешествиях, студия видеопродакшена.
Офис против фриланса
В первый заход фриланс беспощадно сломал мой режим. Я начал ложиться поздно ночью или вовсе утром, а вставать – после обеда или вечером. На фоне борьбы с депрессией мне было сложно организовать и мотивировать себя, выйти на стабильный доход.
Фриланс — это свобода, с которой нужно уметь обращаться, далеко не у всех это получается с первого раза. В начале плохого опыта может быть больше, чем хорошего. Но чем больше вы работаете, тем больше баланс будет смещаться в сторону положительного.
Сейчас у меня остается время на самообразование и хобби, так как я не трачу время на дорогу и обед. В одном из офисов я тратил на дорогу три часа в день. В дороге толком нельзя работать, только читать книги. Но книги можно почитать и дома, сидя на диване.
Во фрилансе нет географических границ. Общаться можно с любыми заказчиками, главное – это сносный английский. Тем более сейчас огромное количество доступных способов изучать язык.
По теме: сервис изучения английского языка онлайн Puzzle English — английский в игровой форме.
Если вы работаете в офисе и вам нужно, например, сводить собаку к ветеринару, нужно отпрашиваться. В больших компаниях в этом плане меньше гибкости. Хотя digital-компании сейчас допускают гибкий и плавающий график.
В офисе меньше свободы, но есть стабильность в рабочих часах и доходе. Твою работу организуют за тебя, а это уже полдела. Если рабочие процессы отлажены, исполнитель может просто спокойно сидеть и работать. Если вам попадается нормальная команда и офис не в двух часах езды, то это вообще идеально.
Сейчас я зарабатываю больше, чем большинство офисов могут мне предложить.
Пока что я думаю, что делать дальше, но возможности уйти в офис не исключаю, зависит от предложения. Для меня это должно быть 60-70 тысяч рублей, и чтобы это не была неповоротливая бюрократическая машина. Но такие компании как правило не предлагают хороших условий для digital-специалистов, тем более для копирайтеров.
Я увлекся интернет-маркетингом. Возможно, буду двигаться в этом направлении. Параллельно я занимаюсь музыкой и думаю о том, чтобы применять свои знания из маркетинга на личном проекте.
По теме: Фриланс для музыкантов: как писать музыку под заказ
Фриланс: правила выживания
Как выжить на фрилансе и вернуться в строй после провала?
- Следите за загруженностью
Один из самых распространенных фейлов – это просадка по загруженности. Чтобы ее избежать, нужно очень плотно и постоянно искать работу: просматривать вакансии, размещать и обновлять резюме. Заниматься этим нужно в идеале каждый день.
Главное, чтобы рвение не привело вас к 15-часовому рабочему дню.
- Проверяйте заказчиков
Что это за компания? Какая у них репутация?
Обращайте внимание на то, как составлена вакансия. Я часто встречаю объявления, где компании ищут ассистента руководителя, который еще пишет тексты. Это очень разные навыки. Человек либо решает управленческие вопросы, либо занимается контентом.
- Не терпите проблем с коммуникацией
Коммуникация – это важная часть работы. Ваш заказчик или маркетолог проекта могут быть прекрасными специалистами и людьми, но если коммуникация разваливается, то развалится и проект. Это вытекает в проблемы с организацией работы, управлением и постановкой задач.
Если вы видите, что коммуникация плохая, мое мнение: работать с этим заказчиком не стоит.
- Не цепляйтесь за заказчика, с которым не складывается
Я из маленького города, и родители всегда говорили мне, что за свое место нужно держаться. Нужно терпеть, стараться, это же работа, все на ней страдают. Потом я понял, что нет, не нужно страдать на работе, я не буду этого делать. Говорить, что работа должна приносить радость и счастье каждый день – это утопия, потому что прилагать усилия все равно придется. Но вы не должны доходить до депрессии и выгорания.
Не нужно заставлять себя работать с теми, с кем работать тяжело. Отстаивайте себя, даже если вы новичок, требуйте уважения, ищите нормальных заказчиков. Нормальные заказчики есть, то, что их мало – это миф. Ценить их нужно, но их много.
- Если провалились — продолжайте работать
Пережить первый провал помогут терпение и усидчивость. Самое главное — не останавливаться и продолжать работать. Если с одним человеком не повезло, с какой-то вероятностью повезет с другим. По мере работы количество положительного опыта будет расти.
Узнай, как находить заказы на фриланс на зарубежном рынке в 2024 году, в моем гайде «Зарубежный фриланс 2024»! Всего 2990 рублей: скачать гайд и узнать, как получать заказы с Upwork БЕСПЛАТНО без оплаты коннектов.
Упоминающиеся в тексте Instagram и Facebook признаны на территории РФ экстремистскими.