Хотите узнать больше о выходе на зарубежный фриланс, продвижении на LinkedIn и особенностях работы с иностранными заказчиками? Подписывайтесь на канал канал Brocli — все о зарубежном фрилансе!
По прогнозам исследовательского сервиса Newzoo Global Games Market Report, рынок геймдева с 2019 по 2024 год вырастет на 8,7% и достигнет объема 218 миллиардов долларов. Это быстрорастущая сфера, в которой ежегодно прибавляется аудитория. Только в 2021 году количество людей, которые играют в мобильные и видеоигры, выросло на 5%.
О том, какие профессии доступны в этом сегменте, мы рассказали в нашем обзоре игровой индустрии. Сегодня подробнее остановимся на профессии геймдизайнера — человека, ответственного за опыт пользователя и участвующего во всех процессах разработки.
Своей историей перехода из финансов в геймдев и советами начинающим поделился геймдизайнер студии Playkot Яков Геворгизов.
Из финансов в геймдев
У меня экономическое и финансовое образование, карьеру я планировал в банковском или смежном секторе. На последнем курсе, когда притронулся к практике в финансовых организациях, я осознал, что не вижу себя в этом. Тогда я решил пойти в сторону своих интересов — видеоигр.
Начал я не с геймдизайна, а с комьюнити-менеджмента. Этот вариант казался самым доступным — я не мог быть ни художником, ни программистом, у меня не было навыков. Скрупулезная работа тестировщика меня не подкупала.
Я быстро нашел работу в студии, которая занималась разработкой браузерных и социальных игр.
Примерно за год работы комьюнити-менеджером я изучил кухню геймдева и решил двигаться в геймдизайн. В этой профессии мне нравилось, что можно провести проект от идеи до релиза, порадовать людей.
В переходе мне помогла моя наигранность и широкий кругозор в играх. На тот момент инфраструктура различных курсов и программ обучения не была хорошо развита, и работодатели охотно смотрели джунов «с улицы». Я сразу решил начать в новом профиле в другой компании, и через 2 месяца активных поисков меня взяли на позицию младшего геймдизайнера. Конечно, к этому времени пришлось своими силами подтянуть некоторые базовые знания, понять, что спрашивают на собеседованиях.
Я работаю в геймдизайне уже седьмой год и не планирую менять направление.
Чем занимается геймдизайнер
Геймдизайнер — это очень обширная профессия, в которой можно выбрать разные специализации. В широком понимании задача дизайнера — подарить пользователю определенный игровой опыт. Дальше все зависит от того, в каком секторе вы работаете.
В инди-разработке вам скорее всего придется быть человеком-оркестром и трудиться над множеством аспектов: от создания правил игры до маркетинга и продвижения. Все зависит от бюджетов и размера команды.
В крупных студиях деление на специализации более четкое. Core-геймдизайнеры работают над тем, чтобы непосредственный геймплей игры был максимально консистентным и интересным. Они определяют тот опыт, который должен получать игрок во время игрового процесса — перемещения, сражения, перестрелки, полета и других установленных проектом механик. На них нередко лежит продумывание правил в соревновательных играх, поведение ИИ, способности персонажей.
Геймдизайнеры баланса (или мета-геймдизайнеры) уже отвечают за экономику, скорость прокачки и прочие математические модели в игре. На их совести лежит то, насколько быстро игрок будет получать новые уровни, открывать новый контент, в каком объеме и откуда получать валюту, на что её тратить. Если речь идет о бесплатных играх, то скорее всего именно мета-геймдизайнерам придется столкнуться с вопросами монетизации.
Технические геймдизайнеры находятся где-то ближе к программистам и занимаются прототипированием, написанием скриптов, технической настройкой функционала, встройкой и тюнингом контента.
Системные геймдизайнеры создают целые игровые системы, связывают воедино множество геймплейных аспектов, чтобы все они работали друг на друга. Возьмем систему крафта: она подразумевает под собой создание какого-то предмета из других посредством неких инструментов, будь то перетаскивание иконок в инвентаре или полноценная симуляция готовки у плиты. Описание всех этих шагов, всех рецептов, всех задействованных механик — работа системного геймдизайнера. Но на этом всё не заканчивается, ведь крафт может понадобиться подвязать к другим системам: добыче ресурсов, обмену и торговле и так далее.
Нарративные дизайнеры обеспечивают крепкую связку сюжета и геймплея. Как правило, они занимаются созданием различных игровых ситуаций, чтобы игрок не устал от однотипного геймплея. Помимо этого, нередко нарративным дизайнерам приходится синхронизировать сценарий и игровой процесс — объяснять, почему какой-то персонаж умеет телепортироваться, как стреляет энергетическое оружие и почему нельзя заходить за край карты.
Что должен уметь геймдизайнер: жесткие и мягкие навыки
Требования к жестким навыкам определяется направлением работы. Геймдизайнерам-балансировщикам обязательно нужно осваивать теорию вероятностей, комбинаторику, математическую статистику. Техническим нужно ориентироваться в паре языков программирования типа C#, C++, Python, в игровых движках (Unity, Unreal Engine, GameMaker и подобных).
Универсальные жесткие навыки, которыми должен владеть каждый дизайнер:
- Уметь работать с таблицами. Будь вы хоть балансером, хоть нарративщиком, всё равно придётся хранить и обрабатывать много информации в таблицах: характеристики оружия, пул фраз героев, курсы обмена товаров, распределение опыта за квесты, вероятности выпадения вещей из сундуков. Словом, практически любой аспект игры можно и нужно представить в табличном виде для удобства работы.
- Вести геймдизайн-документацию (ГДД). Фактически ГДД это «игра на бумаге». Она описывает логику работы игры в целом и каждой механики в частности. По-хорошему, документы должны включать не только общее описание, но и всю необходимую информацию для программистов, художников, UI-специалистов и других членов команды. Какого-то строгого формата нет, но содержание должно быть таким, чтобы каждый специалист при прочтении понял, о чем идет речь и как это будет работать. На бытовом уровне можно сказать, что буклет с правилами для любой настолки это уже своего рода адаптированная для игрока ГДД.
- Базовые знания программирования. Не самый обязательный, но очень желательный навык. Помимо того, что он позволит лучше понимать техническую сторону вопроса, он откроет путь к возможностям быстрого прототипирования различных механик, что может сэкономить множество сил и времени.
- Базовые навыки работы графических редакторах. Зачастую многие вещи проще не описать текстом, а проиллюстрировать. К тому же, поможет общаться с художниками на одном языке.
Мягкие навыки геймдизайнера:
- Умение четко формулировать свои мысли (как устно, так и письменно), структурировать информацию и правильно ее преподносить. Любая неоднозначность может привести к проблемам в разработке.
- Критическое мышление. Один из самых важных навыков, который позволяет отсеивать информационный шум. Критическое мышление обязательно нужно для отсечения идей, которые вначале кажутся привлекательными, но на деле не подойдут проекту. Даже если эту идею предложит генеральный директор.
- Базовое знание психологии. Так как геймдизайн построен вокруг создания опыта пользователя, крайне важно понимать поведение и привычки людей. Как подтолкнуть игрока к определенным действиям? Как замотивировать его вернуться завтра в игру? Как сформировать определенную модель поведения и держать его в «состоянии потока»? Психология нужна, чтобы пользователь получал удовольствие, и при этом проходил игру, как задумано разработчиками.
- Навыки менеджмента и коммуникации. Они помогут в организации команды и рабочего процесса.
- Стрессоустойчивость. В работе геймдизайнера часто случаются фрустрирующие события. Дизайн неразрывно связан с принятием решений, и нередко срочных, ввиду ограниченных сроков. Постоянные выборы сильно утомляют. К тому же, иногда многие идеи или целые пласты игры могут пойти под нож, а из-за нехватки времени может возникнуть необходимость выйти сверхурочно. К такому надо быть готовым.
Где учиться на геймдизайнера
Сейчас появляется все больше курсов, обещающих сделать из новичка мастера за три месяца. Я отношусь к ним с большим скептицизмом. Конечно, они могут дать определенный набор знаний, но все равно для геймдизайнера самым важным обучением является практика — попытки написать собственную геймдизайн-документацию, участие в геймджемах.
Если очень хочется поучиться, я бы предложил смотреть более увесистые курсы, которые, например, предлагают Нетология или ВШЭ.
Курс Нетологии «Геймдизайнер» длится 8 месяцев и позволяет освоить профессию с нуля: вы изучите движок Unreal Engine, создадите прототип собственной игры и узнаете, как ее продвигать и монетизировать. Записывайтесь здесь →
Если вы нацелены на самообразование, есть множество открытых источников, из которых можно почерпнуть полезную информацию. Например, dev2dev уже больше года назад сделали свои видеокурсы открытыми и бесплатными. На Youtube есть много каналов, разбирающих различные аспекты геймдизайна, например, небезызвестный Game Maker’s Toolkit. Также полезно смотреть различные выступления с конференции GDC и постмортемы игр, где разработчики подробно разбирают свои произведения.
«Создавай миры как Кодзима!»: вредный миф о геймдеве
Главная проблема для начинающих специалистов — романтизация профессии. Можно встретить много рекламы в духе «создавай игровые миры, как Кодзима!», но на деле все не так. Геймдизайн — это весьма трудоемкая профессия, в которой много рутины, писанины, изматывающего количества решений, которые надо часто принимать.
Безусловно, творчеству и креативу всегда есть место, и даже больше, чем во многих других направлениях, но это не основная часть работы. Отдельно хочется отметить, что любить игры и любить делать игры — это совсем разные вещи. Удовольствие от потребления понравившегося продукта не гарантирует, что человеку так же понравится этот продукт создавать. Грубо говоря, далеко не каждый автолюбитель получит удовольствия, сидя за моделированием радиатора.
Как составить портфолио геймдизайнера
Лучшее портфолио — это список выпущенных проектов и описание вашей роли в них.
Если вы новичок и только пытаетесь зайти в индустрию, то самые простые поделки и прототипы уже могут выгодно вас отличить на фоне других кандидатов. Благо, обучающих материалов «как сделать свою первую простую игру» достаточно много. И даже описание игры «на бумаге» уже сильно лучше, чем отсутствие такового.
Где геймдизайнеру искать работу и проекты
Многие студии открыто вывешивают свои вакансии, в том числе на порталах hh.ru, geekjob.ru. Есть порталы, специализирующиеся непосредственно на вакансиях в геймдеве — talentsingames.com, ingamejob.com. На сайте gamedev.ru многие независимые разработчики также ищут себе новых членов команды. Популярный Telegram канал для поиска работы — https://t.me/gamedevjob. Подобных ресурсов много, они будут открываться новичку постепенно.
Исторически сложилось, что геймдизайнеров-фрилансеров не так много. Чаще всего геймдизайнеры заняты в штате, но в свободное время могут помогать на сторонних проектах.
С удаленкой вопрос изменился с приходом пандемии. Если раньше считалось нахождение геймдизайнера в офисе обязательно, ведь для процесса очень важна постоянная коммуникация, то сейчас многие компании адаптировались, и вполне охотно берут на удаленную работу. Тем не менее, личное присутствие и взаимодействие с командой желательно.
Сколько зарабатывает геймдизайнер
В крупных студиях новички могут рассчитывать на оклад где-то до 50-60 тысяч рублей, если все сложится удачно. Геймдизайнеры серьезного уровня зарабатывают больше 200 тысяч. Если говорить о зарубежных компаниях, то ценник повышается в 1,5 раза.
В целом можно ориентироваться на результаты большого зарплатного опроса в индустрии.
Открыт ли для геймдизайнеров международный рынок
На моей практике основным барьером для выхода опытных российских специалистов на зарубежный рынок становился язык. Как правило, к геймдизайнерам достаточно высокие требования в этом вопросе. Также надо быть готовым к релокации, но не у всех компаний это является обязательным требованием.
Игровая индустрия достаточно гибкая в плане найма специалистов из разных уголков мира, поэтому если вы опытный специалист, можно не бояться связываться с зарубежными студиями. Самое плохое, что произойдет — вам просто откажут.
В целом, в мире IT скорее ценятся навыки человека, нежели его происхождение.
Три совета новичкам в геймдеве
Не бойтесь в начале пути пробовать разные направления геймдизайна. Рано или поздно вы поймете, в чем хороши, тогда стоит «качаться» в этом направлении. Так вы сможете стать по-настоящему ценным экспертом в своей области.
Всегда старайтесь узнавать новое, играть в самые разные игры, читать и смотреть разборы различных механик и их тонкостей — мир геймдева часто и быстро меняется, и надо быть в курсе происходящего в текущий момент времени. К тому же, это подарит вам большую базу знаний и расширит кругозор.
Соблюдайте work/life-balance. Даже если кажется, что вы готовы месяцами сидеть до середины ночи, придумывая, создавая, описывая новые концепты, рано или поздно такой темп приведет к выгоранию. Давайте себе отдохнуть и переключайтесь.
Узнай, как находить заказы на фриланс на зарубежном рынке в 2024 году, в моем гайде «Зарубежный фриланс 2024»! Всего 2990 рублей: скачать гайд и узнать, как получать заказы с Upwork БЕСПЛАТНО без оплаты коннектов.
Упоминающиеся в тексте Instagram и Facebook признаны на территории РФ экстремистскими.