Хотите узнать больше о выходе на зарубежный фриланс, продвижении на LinkedIn и особенностях работы с иностранными заказчиками? Подписывайтесь на канал канал Brocli — все о зарубежном фрилансе!

Индустрия геймдева в России растет, в ней появляется все больше вакансий для специалистов самого разного профиля: программистов, продюсеров, управленцев и художников. Подробно об этом мы рассказали в нашем обзоре профессий в игровой разработке. 

В этом тексте остановимся на профессии игрового сценариста. Чем занимаются писатели в геймдеве, где ищут работу и сколько зарабатывают? Обо всем этом нам рассказала игровая сценаристка на фрилансе Ольга Яркова. 

Из бизнес-аналитики в геймдев

Первой полноценной работой для меня стала должность бизнес-аналитика в компании Changellenge. То, чем я занималась, было больше похоже на продвинутый бизнес-копирайтинг: я писала кейсы для чемпионатов и отборочных мероприятий на вакансии. Работа нравилась мне тем, что можно было писать. Потом жизненные обстоятельства вынудили меня переехать. Какое-то время я работала удаленно, но довольно быстро выгорела из-за разницы в часовых поясах. Я уволилась, нужды немедленно искать работу у меня не было, я могла подумать, куда хочу двигаться дальше. 

Аналитиком быть точно не хотелось, про возможность быть редактором или копирайтером я тогда еще не знала. Я решила взять время отдохнуть и начала писать книги и рассказы. Решила проверить: может быть, я хочу быть писательницей? Я искала варианты, как можно популяризировать свое творчество и продвинуть личный бренд. Нашла приложение, которое публикует чат-истории: сюжеты в формате переписки, рассчитанные в основном на подростков. Некоторые такие приложения давали возможность публиковать пользовательский контент. Я стала выкладываться на MyBook: story, мои истории начали быстро заходить аудитории, я даже выиграла конкурс, и мне предложили платно писать истории для этого проекта. После моего интервью как победительницы мне предложили написать игру для Telegram, и я согласилась.

Это занятие не приносило мне много денег и было скорее подработкой, но через него я выяснила, что есть профессия игрового сценариста. Раньше я думала, что этим занимаются какие-то небожители из космоса, и стать игровым сценаристом можно только за рубежом. Оказалось, что у нас есть своя индустрия, есть вакансии и можно получить работу. Меня это очень заинтересовало, потому что я люблю игры и люблю писать, в этой профессии для меня все совпало. Писать сценарии мне нравилось даже больше, чем прозу. 

Я начала читать материалы (о них ниже), искать работу. В течение нескольких месяцев находились только подработки, которых не хватало, но постепенно клиентов стало больше. Я поняла, что мне не нужна постоянная работа. Сейчас я работаю с игровой студией FS Play (ex-Фотострана), есть несколько долгоиграющих проектов, к которым я периодически возвращаюсь, чтобы написать новые эпизоды, плюс каждые 1-2 месяца возникают дополнительные подработки с биржи или по сарафанному радио. 

Краткость, фокус на действие и вовлечение: особенности игровых сценариев

Игровой сценарий — это такой же текст, как статья, рассказ или стихотворение. Но, как и у перечисленных жанров, у него есть свои особенности. 

От художественного текста сценарий отличается тем, что в нем гораздо меньше деталей, он сфокусирован на действии, структуре сюжета. В игре атмосфера создается с помощью музыки и визуала. Текстом тоже — например, описаниями игровых предметов. Но даже такие тексты очень функциональны, они в первую очередь несут в себе какую-то информацию для игрока. 

Задача сценариста — рассказать историю, показать отношения и характеры персонажей, в основном через реплики. Дополнительного текста в сценарии по минимуму: он должен быть написан интересно, но максимально по делу, чтобы описать конкретное действие.

Помимо самого сценария есть еще внутренняя документация: предыстория персонажей, описание игровой вселенной. И с ней ковыряться порой надо не меньше, чем с самим сценарием. Она нужна, чтобы вся команда — геймдизайнеры, художники, разработчики, звукорежиссеры — была на одной странице. Из такой документации берется информация для ТЗ другим специалистам, также оттуда может все важное узнать новый сценарист, если он придет к вам в команду или заменит вас.

И есть внутриигровые тексты, например, описания предметов или записки. Вот тут умение писать художественно уже может пригодиться, но ограничения по знакам не дадут разгуляться. В первую очередь эти тексты несут важную информацию, которая поможет игроку играть.

В игровом сценарии, особенно в мобильных играх, важна краткость. Игроки чаще всего не любят читать, если только речь не идет о визуальной новелле. Все ваши витиеватые реплики могут запросто скипнуть, если станет скучно. Очень важно писать лаконично и заинтересовывать без лишних прелюдий. Традиционно, одна реплика в мобильных играх должна укладываться в 140 символов. 

Важно понимать, что любая игра, даже если она образовательная, должна развлекать пользователя. Сценарист должен писать с целью удержать внимание игрока, сделать интересный и увлекательный текст.

Игра редко начинается с текста, чаще — с механики. Например, смысл игры в том, что герой будет прыгать по кочкам и собирать монетки. Сценариста ставят перед этим фактом и предлагают привязать к механике сценарий. Вы придумываете историю про храброго зайчика, который бежит спасать свою невесту, а по дороге собирает монетки, чтобы выкупить ее у злодея. Сначала игра, потом сценарий. 

Иногда игра может измениться, и вам придется переделывать сценарий. Например, запустили игру, поняли, что игрокам не нравится прыгать по кочкам, а нравится прыгать с одного листа кувшинки на другой. И вот уже ваш зайчик превращается в лягушку.

Чем занимается игровой сценарист

Пул задач игрового сценариста зависит от студии и требований заказчика. Тут важно отметить, что в сфере создания игровых историй есть две профессии: игровой сценарист и нарративный дизайнер. Последний погружен в игровую специфику, создает и прорабатывает механики таким образом, чтобы игра рассказывала историю не только текстом, но и другими инструментами. Например, если я прорабатываю схему главы в визуальной новелле, то определяю, сколько выборов должен сделать игрок, какой выбор должен быть бесплатным, а какой оплачивается внутриигровой валютой, в какой точке персонаж должен поменять одежду, когда должны измениться фон и музыка — это уже нарративный дизайн. 

Задача сценариста в теории — только писать тексты. Однако на российском рынке задачи нарративного дизайнера и сценариста часто пересекаются, особенно если вы идете в инди-проект или небольшую студию.

Если вы приходите на проект как фрилансер, как правило, уже есть заданный синопсис и тема истории, и вы просто по ним пишете. Бывает, что вы приходите на существующий уже сто лет проект, вам задают условия: что за мир, какие есть персонажи, что с ними происходило до этого, какие сформировались отношения. Например, у студии Playrix есть популярная игра Homescapes, это сложившийся проект со своим канонами, и если вы попадаете на него, в этом каноне нужно будет писать.  Если вы стоите у истоков проекта, всех персонажей и игровую вселенную можете придумать вы. Особенно если вы не новичок и попадаете на должность старшего сценариста или работаете в инди-проекте, где вы вообще единственный сценарист. 

Научиться реализовывать свои идеи через геймплей и писать захватывающие истории для игр поможет курс «Нарративный дизайнер» от Skillbox.

Навыки игрового сценариста

Чтобы написать сценарий, просто уметь писать недостаточно. Профессия игрового сценариста предполагает, например, умение составить увлекательную историю в пяти репликах для игры про декорирование дома. Какие нужны навыки, чтобы решить такую нетривиальную задачу?

Жесткие навыки:

  • Понимать основы игровой разработки: разбираться в жанрах и механиках. Эти знания пригодятся вам, чтобы работать на разнообразных проектах и придумывать качественные сценарии для разных игровых форматов. Двигаться наугад в этой сфере не получится, особенно если вы хотите расти в профессии. 
  • Абсолютная грамотность. В сценаристике это важно больше, чем где-либо еще, потому что чаще всего в игровых студиях нет бюджета на корректора. Скорее всего, вы будете самым грамотным человеком на проекте, и ошибки за вас никто не поправит.
  • Базовые сценарные навыки. Важно понимать, что такое конфликт, и уметь его построить на разных уровнях. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. В шутере про зомби все понятно: зомби нападают, ты спасаешь свою жизнь, все динамично и захватывающе. На практике же чаще приходится писать про диваны и ковры — и нужно придумать классный конфликт в такой ситуации. А когда пишешь про зомби, тут уже другая проблема: из-за популярности темы кажется, что «все уже было», и надо придумать что-то интересное и оригинальное. Также в базовый набор входит умение создавать харизматичных и цепляющих персонажей, это чуть ли не важнее сюжета, потому что с ними игрок проводит большое количество времени.
  • Писать лаконично. Если вы будете писать вставки между уровнями мобильной игры, у вас будет 5-7 реплик по 140 символов, чтобы продвинуть сюжет. Если ваши реплики проскипают (пропустят), метрики игры будут хуже, руководитель расстроится и уволит вас. Это шутка, но не шутка. Учитесь не растекаться мыслью по древу.
  • Писать комедию. В играх часто нужны шутки и прибаутки. Создатели не хотят грузить сложными конфликтами человека, который едет в метро с работы и просто хочет отвлечься на пять минут. Такому пользователю нужно что-то расслабляющее и забавное, поэтому сценаристы, которые умеют писать комедию, востребованы. На ранних этапах я часто получала в ответ на тестовое задание, что в моих текстах мало юмора. В жизни у меня получается шутить, но на письме я оказалась довольно серьезной. Тогда я начала искать информацию, учиться писать комедию, ставить персонажей в смешные ситуации, писать шутки. Постепенно у меня начало получаться. Это навык, который можно натренировать, как любой другой. Наличие чувства юмора — не обязательный навык, но будет большим плюсом при приеме на работу.
  • Английский язык. Это необязательный навык, но в вашем резюме он будет жирным плюсом. Чаще всего студии делают проекты с прицелом на запад и начинают не с российского, а с американского рынка. Для них выгоднее, если русскоязычный сценарист напишет текст на английском и они отдадут его на проверку носителю языка, чем заказывать сценарий с нуля у англоязычного сценариста. 

Мягкие навыки

  • Умение работать в команде. Часто творческие люди — одиночки. Но над игрой работает много людей, и сценарист среди них далеко не главный. Нужно уметь работать в команде, понимать общие задачи и цели, учитывать пожелания, переделывать работу.
  • Стрессоустойчивость. Здесь имеется в виду устойчивость к творческому стрессу: критике, нереализованности проектов, нависающим дедлайнам. Бывает такое, что нужно все переписать, что ограничений и рамок для творчества очень много. Бывает, что проект отменяют, и весь ваш полугодовой труд может пойти в корзину. К этому нужно учиться относиться спокойно, как и к тому, что сроки релиза постоянно откладываются.
  • Самостоятельность. Геймдев — это специфичная индустрия, не всегда вас будут учить с нуля и смогут ответить на все вопросы. Не потому что все вредные, а потому что пока сами многого не знают или не умеют обучать новичков. Если вас нанимают в команду разработки, они хотят, чтобы вы привнесли что-то свое в проект, свой опыт и экспертизу. 

Где учиться на игрового сценариста

Сейчас на разных онлайн-площадках появляются курсы по геймдеву, нарративному дизайну и игровой сценаристике. Первое, что я хочу посоветовать: не торопитесь тратить деньги на курсы, которые появились недавно. Даже если заявлены крутые преподаватели, структурно курс может быть не очень организованным и сырым. Скажу по своему опыту, это мешает учиться. 

Какие ресурсы я могу порекомендовать: 

Нарраторика. Я прослушала на Skillbox модуль про игровую сценаристику, который ведет Мария Кочакова, основательница Нарраторики. Vне очень понравилось: структурированно, внятно, полезные развивающие ДЗ. А еще в свое время мне очень помогли их бесплатные материалы. У них есть Telegram-канал, где они выкладывают ссылки на бесплатные вебинары, разборы игр. Также у них есть бесплатная методичка для начинающих сценаристов. До того, как я прочитала эти материалы, мне казалось, что я все умею, но в процессе многие вещи стали для меня открытием. Если вам хочется, чтобы вас учили и курировали, попробуйте их платные курсы. Они набирают небольшие группы, значит, вы получите хорошую обратную связь.

Creative Writing School. У этой школы есть свой курс по сценаристике видеоигр. Его я не проходила, но проходила у них другие курсы, когда еще увлекалась писательством. У них короткие лекции и маленькие домашки, но все сделано очень качественно и есть фокус на курировании и прогрессе учеников. Я заметила, насколько улучшились мои писательские навыки после их курса.

Введение в геймдев от Dev2Dev. Это бесплатный курс, который позволит вам погрузиться в сферу, понять смежные области геймдева, разобраться в специфике индустрии. Курс дает хорошее понимание жанров и терминологии. Также у них есть курсы по геймдизайну. Очень хороший ресурс, чтобы развиваться в профессии. 

Чтобы поддерживать знания актуальными, можно подписаться на эти каналы и группы:

Если вы захотите расти в профессии, нужно постепенно обучаться лидерству и управлению, осваивать смежные области, чтобы дать себе перспективу роста до условного креативного директора, старшего сценариста, тимлида, продюсера.

Как сделать портфолио игрового сценариста

Если у вас нет портфолио, никакие HR-ы не будут даже рассматривать вашу кандидатуру. Лучше всего начать заниматься им уже в процессе обучения, не ждать окончания курса.

Из чего можно собрать портфолио?

Самый крутой способ — делать игры самостоятельно. Это не так сложно, как может показаться. Есть очень много простых бесплатных движков, в которых прототип можно накидать буквально за один вечер.

Например, Twine — это программа для создания разветвленных сюжетов в текстовом формате. Здесь можно сделать простенькую игру с текстом на белом фоне и выборами развития событий. На этом движке часто практикуются на курсах, например, в Нарраторике на нем делают дипломные проекты. 

Ren’Py — это движок для визуальных новелл по типу «Бесконечного лета», «Зайчика», “Doki Doki Literature Club”. Он тоже текстовый, но более сложный, чем Twine. Чтобы в нем работать, вам придется немного поучиться и создать оформление: музыка, персонажи, фоны. Для этого вам либо понадобится художник, либо нужно будет купить готовые ассеты. Если сценарист умеет рисовать, это джекпот, можно самостоятельно создавать игры. 

Defold — это кроссплатформенный движок с визуальным редактором, наиболее сложный из перечисленных. Здесь можно создать простую браузерную игру, в которую можно поиграть. К нему есть туториалы, можно немного поучиться и создать свою игру. Этот движок подойдет вам, если вы любите копаться в IT-шных вещах и вас не пугает техническая сторона игр. Если пугает — лучше использовать Twine.

Если вы не хотите делать что-то в одиночку, можно поучаствовать в геймджеме. Это игровой хакатон, где вы с командой за день собираете игру. Преимущества в скорости  и в том, что вы делаете проект не один. Конечно, игра может получиться не очень, но вы получите опыт и результат. Вот несколько мест, где это можно сделать:

  1. Хакатон просоциальных игр Controller — на нем мы делали игру о балансе работы и личной жизни женщины.
  2. Siberian Game Jam, можно участвовать удаленно.
  3. Global Game Jam — международное соревнование, игру нужно делать на английском.

Это лишь несколько примеров, джемов постоянно проходит очень много. Можно отслеживать, например, в этом телеграм-канале.

Часто проблема бывает в поиске команды, но на такие джемы часто регистрируются одиночки — можно примкнуть к ним и образовать команду. Еще можно искать сокомандников в разных чатах и сообществах. Я, например, нашла художника на хакатон в телеграм-чате ИндиПоиск – к сожалению, туда вход только по приглашениям, если хотите, пишите мне, добавлю.

В портфолио можно добавлять тестовые задания, которые вы делаете для студий. Обычно, когда у вас вообще нет портфолио, студии просто не отвечают, но если у вас есть хотя бы что-то, вам пришлют тестовые задания. Если получится — отлично, если не получится — оформляйте в портфолио. Будет круто, если вы получите от студии обратную связь, чтобы поправить проект и уже в доработанном виде поместить в портфолио. 

Можно участвовать в инди-разработке. Инди-команды часто ищут людей на энтузиазме, чтобы наравне с остальными бесплатно принять участие в творческом проекте. Здесь у вас будет много свободы, но есть есть риск, что разработка затянется. Я год назад примкнула к такой команде и разработка до сих пор идет, потому что, понятное дело, люди занимаются этим в свободное время. Это не самый быстрый способ собрать портфолио.

Способ, который мне очень помог: использовать приложения, где можно выкладывать пользовательский контент. В этом случае не нужно ничего программировать, выглядеть будет хорошо, вы работаете на развитой мощной платформе. Также большой плюс, что можно сразу пробиться к аудитории, прорекламировать свою историю, придут реальные читатели, будет фидбэк. Если вы станете популярными, будет чем похвастаться перед работодателями.

Вот несколько таких приложений:

Тут про них подробно: https://t.me/yarkovaolya/208 https://t.me/yarkovaolya/266.

Пробуйте, ищите, выбирайте то, что вам комфортно. Лучше сделать что-то простое, лаконичное и законченное, чем масштабное и незаконченное. 

Как оформлять портфолио?

В портфолио важно кратко рассказать о проекте и вашей роли в нем (работали в команде или в одиночку, делали с нуля или пришли на уже работающий проект), а также дать ссылку на проект и примеры конкретно вашей работы: скриншоты игры с вашим текстом или короткий отрывок и ссылку на продолжение.

На популярных движках, которые я перечислила, есть возможность сделать сборку игры под браузер. В этой форме можно загружать игру на github.com или itch.io. Ваш аккаунт в облаке может быть вашим портфолио.

Если вы хотите показать не только навыки сценариста, но и геймдизайнера/нарративного дизайнера, очень круто, если тот, кто откроет портфолио, сможет в нее поиграть ручками. Или хотя бы посмотреть ее прохождение. Поэтому в портфолио круто иметь ссылку на саму игру в браузере (не билд для скачивания! Некоторые так делают, и это ошибка) и запись прохождения игры. Это особенно важно, если игра долгая, чтобы работодатель или клиент мог прокликать и посмотреть именно то, что его интересует.

Если у вас есть готовая игра, лучший вариант — это записать прохождение. Важно, чтобы человек, который смотрит портфолио, мог посмотреть игру, не играя в нее и тем более не скачивая. Видео можно прощелкать, посмотреть, что вы написали. 

Конечный список ссылок, видео и текстов с описанием ваших кейсов можно поместить на лендинг или в Google Docs. Я свое портфолио собрала в гуглдоках, и это никак не мешает мне получать заказы. А вот пара примеров классно оформленных в виде сайта портфолио: storytellerscorner.ru/portfolio и staskartuzov.tilda.ws.

Где игровому сценаристу искать работу?

Во-первых, hh.ru. Несмотря на то, что рынок ограниченный, вакансий там достаточно. Есть варианты как с частичной, так и с полной занятостью. В большинстве случаев, когда я откликаюсь на вакансию на hh, мне отвечают хоть что-то. Найм сценаристов — это штучный отбор, который не поставлен на поток, и ваши отклики скорее всего смотрят живые люди.

Ingame Job —  это сайт, который агрегирует вакансии в геймдеве из разных источников. Там достаточно много вакансий для сценаристов и нарративных дизайнеров.

В Telegram-каналах и чатах Нарраторики и Mooshi games часто появляются вакансии и опен-коллы на конкурсе. Через этот канал я получила работу в Яндекс.Практикуме и вышла на нынешнего крупного клиента. Если хочется сделать что-то для души, можно искать проекты на форуме gamedev.ru, там часто ищут сценаристов в инди-проекты. 

Хороший источник — это биржи. Я использую Kwork, она из всех русскоязычных кажется мне наиболее приличной, там не копеечные заказы. Можно просто рассказать, что вы делаете и сколько стоят ваши услуги, а клиенты выйдут на вас сами. У меня было несколько постоянных клиентов с бирж, и с ними работа прошла нормально. 

Если вы пишете на английском и готовы выйти на международный рынок, регистрируйтесь на Upwork. Там можно заполнить профиль и ждать заказов, а можно откликаться самим.

Сколько зарабатывает игровой сценарист?

Геймдев — очень творческая и креативная сфера, но не самая денежная. Здесь можно получать достойный доход, но вы никогда не будете получать столько, сколько могли бы, например, в условном банке.

Как посчитать стоимость работы?

В большинстве случаев я рассчитываю стоимость работы по часам. Ценник зависит от клиента: с инди-разработчиков я могу взять меньше денег, но тогда сам проект должен быть мне интересен. Если это корпорация или крупная образовательная платформа, это другой ценник, потому что я понимаю: требований будет больше, и заплатить они тоже могут больше. Корпорациям я обычно считаю цену по ставке полторы-две тысячи рублей за час работы.

Если, например, заказчик раз в месяц-два обращается ко мне, чтобы написать новый эпизод игры, я понимаю: это будут те же 20 листов текста, и потрачу я на них примерно столько же времени. Такие квесты я пишу всегда за фиксированную цену. Сериальный формат игры обеспечивает постоянную занятость и постоянный доход. 

Начинающим сценаристам можно стартовать со ставки 500 рублей в час, ниже ставить не имеет смысла.

Сколько зарабатывают сценаристы в геймдеве?

Согласно ежегодному зарплатном опросу Values Value, медианная зарплата игрового сценариста — 1000 долларов в месяц.

Судя по опросу, начинающий специалист в сценаристике получает 400-700 долларов в месяц. Мидл — 700-1000 долларов, сеньор — 1000-2000. Я бы не советовала зацикливаться на этих цифрах, я в индустрии год, и у меня уже доход по верхней планке старшего специалиста. Все возможно, если вы себя хорошо подаете и готовы работать.

Нужен ли игровому сценаристу личный бренд

Я начала вести блог, когда еще планировала продвижение себя как писательницы, постепенно он превратился в блог сценаристки. В плане площадок мне удобен Telegram. Instagram я не люблю, не хочу постоянно светить своим лицом и переживать, что мои посты не увидят в ленте, ВКонтакте мне на момент создания блога казался мертвой площадкой. В Telegram можно писать раз в месяц, и люди все равно увидят ваш пост, на этой площадке нет такого давления, как в Instagram. 

Что касается полезности блога для работы, иметь экспертность и аудиторию — это всегда хорошо. Если вы пишете в блоге о своем пути, выдаете полезный контент, на вас обратят внимание, к вам будут обращаться СМИ за комментариями. Разработчик, когда будет нуждаться в сценаристе, вспомнит, что он о вас где-то слышал. Личный бренд работает не напрямую и не сразу, но работает. Человек с блогом всегда будет более заметным.

Личный блог также может пригодиться вам в перспективе. Сегодня вы даете полезную информацию вашим читателям, завоевываете их лояльность, завтра — они становятся потребителями ваших продуктов. Если вы напишете книгу или сценарий к сериалу, у вас уже есть аудитория, которая захочет почитать и посмотреть.  

В геймдев очень больно входить. Чем больше источников, где можно получить поддержку и знания, тем лучше. Очень приятно, когда люди пишут мне благодарности, говорят, что мой блог им помогает. Чувствуешь свою общественную полезность. Если у вас есть время и мотивация этим заниматься, попробуйте. Сейчас блогов игровых сценаристов немного, поэтому ваш опыт будет ценен.

Три совета новичкам в игровой сценаристике

  1. Избавьтесь от снобизма. Люди, которые приходят в геймдев, часто считают, что настоящие игры — это те, что на ПК и консолях, а мобильные игры не стоят их внимания. Также много снобизма по отношению к конкретным жанрам, например, к романтическим визуальным новеллам. Я могу понять этот снобизм, я сама испытывала его и борюсь с ним, потому что в работе он совсем не помогает. Факт в том, что российский рынок — это мобильные игры, с вероятностью 99% вам придется с ними работать. Если будете испытывать к ним презрение, у вас ничего не получится, это будет заметно на этапе собеседований и сопроводительных писем. Если вы будете работать в мобильных играх, вам придется много в них играть, потому что очень важно иметь насмотренность. Попробуйте это полюбить и найти что-то интересное для себя.  Если какой-то продукт вам не по душе, попробуйте поставить себя на место целевой аудитории, понять, почему ей он нравится. Постарайтесь понять, проникнуться и делать так же хорошо, как делают ваши коллеги. Не тратьте время на бесполезный хейт.
  2. Читайте, играйте в игры, смотрите кино и сериалы. Если вы не будете постоянно обновлять свою насмотренность, искать новые тренды и идеи, вы быстро скатитесь в штампы и клише в своей работе. Мозг перерабатывает все, что мы видим и читаем, и генерирует из этого новые истории. Если у вас нет зрительского и читательского багажа, мозгу неоткуда будет брать новые идеи. Играйте в разные игры, не только в те, которые вам нравятся, но и в те, которые сейчас в тренде. Анализируйте, почему тот или иной контент нравится людям, чтобы улучшать собственные сценарии. 
  3. Не бойтесь общаться с коллегами. В геймдев сложно войти, это молодая индустрия, немного сумбурная и сумасшедшая. Если вам вдруг страшно или вы застряли, не стесняйтесь писать вашим коллегам по цеху. Их можно искать в чатах, каналах и блогах. Напишите любому опытному специалисту, что вас волнует, и скорее всего он вам ответит. Я писала людям, когда переживала, мне отвечали: «ничего, нормально, вот здесь можно сделать так и так». Не бойтесь общаться с людьми, спрашивать их о чем-то. Сразу всё не может получаться, это нормально. Порог входа в геймдев чуть выше, чем в других индустриях. Но пусть вас это не пугает — зато вы будете ценным штучным специалистом.

БЕСПЛАТНЫЙ вебинар про первые шаги для выхода на зарубежный фриланс в 2024 году! Получите запись прямо сейчас здесь!

Проверьте свои профили на LinkedIn и Upwork и узнайте, готовы ли вы к выходу на зарубежный фриланс. Забирай бесплатный чек-лист!→

Если хотите начать зарабатывать от 100 000 рублей в месяц на ведении своих и клиентских телеграм-каналов, приходите на курс «Телеграм PRO» — моя авторская система роста каналов с 0 до 25 000 подписчиков, которая принесла мне больше 3 млн рублей на рекламе, услугах и продуктах. Купить курс с 60% скидкой сейчас→

Упоминающиеся в тексте Instagram и Facebook признаны на территории РФ экстремистскими.

You May Also Like
как стать аналитиком данных, где учиться на аналитика
Читать статью

ТОП-15 курсов по анализу данных для начинающих: подборка на 2024 год

Аналитика данных — перспективное направление, в котором постоянно требуются специалисты и платят хорошие зарплаты даже новичкам. Узнайте, какие навыки требуются и где можно получить профессию.
Читать статью
Как стать копирайтером
Читать статью

История успешного копирайтера: «С первого месяца я стала получать больше, чем на предыдущей работе, не отрываясь от ребенка»

Инженер-химик из НИИ нашла работу копирайтера на форуме для мам и начала зарабатывать в разы больше с первого месяца. Это не сценарий духоподъемного фильма, а реальная история — читайте ее в статье.
Читать статью