Хотите узнать больше о выходе на зарубежный фриланс, продвижении на LinkedIn и особенностях работы с иностранными заказчиками? Подписывайтесь на канал канал Brocli — все о зарубежном фрилансе!
Журналист и дистанционная работа созданы друг для друга, но, как говорится, есть нюансы. Нередко проблемы начинаются уже на этапе коммуникации с потенциальным заказчиком – редактором СМИ. В этом материале журналист Анна Чуруксаева расскажет, каких ошибок стоит избегать журналистам-фрилансерам, а также как научиться писать для СМИ.
На нашу редакционную почту часто приходят предложения о сотрудничестве от начинающих и уже опытных журналистов, а также отклики на объявления о поиске удаленных авторов. Если исключить просто неграмотные послания, а также запросы от overqualified коллег, где все, конечно, идеально, можно выделить следующие типичные ошибки:
- Kill-time письма, то есть требующие длительной переписки, – автор не рассказывает о себе, не прикрепляет резюме и ссылки на публикации, не пишет, чем может быть полезным изданию, какие темы его интересуют и так далее. Все это приходится выспрашивать… если есть время. Но если человек его не ценит уже сейчас, то сможет ли он корректно взаимодействовать со спикерами потом? Стоит ли СМИ рисковать?
- Письма off the point – авторы предлагают театральные рецензии и стихи деловому изданию, материалы про эмиграцию – журналу, ориентированному на российский бизнес, молодежному СМИ – тексты о том, как выбрать детский садик или как поддерживать здоровье в возрасте 50+. Это все реальные примеры, которые показывают, что человек даже не удосужился зайти на сайт и посмотреть, чем дышит конкретный проект.
- Surface письма – такие поверхностные послания я называю «Нам хотят открыть Америку». Например, рассказать читателям о том, что такое тайм-менеджмент, онлайн-образование или, скажем, квесты. Как вариант – предложить интервью с пиарщиком компании, хотя у нас выходил материал на ту же тему с владельцем этого бизнеса. Сразу видно, что такой скилл, как поиск по сайту, не освоен.
И все это на первой стадии знакомства, установления контакта. Дальше – больше. Перечислю несколько типичных ситуаций:
- «Мхатовская пауза» – потенциальный автор исчезает на неделю после просьбы предложить 2-3 конкретные темы для пробного материала. Еще один убийца времени, который не потрудился узнать, какой темп работы принят в издании.
- «А теперь помогите мне» – после согласования темы пробного текста приходит неожиданная просьба подсказать контакты экспертов и даже сайты, где искать информацию.
- «Я думал, так можно/так сойдет» – журналист присылает или слишком короткий, или слишком длинный текст, не в том жанре, без справки, если она обычно нужна, без ссылок на проекты и др., то есть очевидно, что он не проанализировал подачу материалов в издании, не обратил внимание на гайд для авторов (если таковой разработан и высылается новичкам), не задал, в конце концов, вопросы редактору.
Отчего так получается? Человек не понимает, что такое формат СМИ и как в него попасть, поэтому не способен сразу грамотно сформулировать свои предложения и потом реализовать их, не говоря уже о том, чтобы подстроиться под требования издания.
Вот здесь выложен список из 20 вопросов, на которые фрилансеру нужно найти ответ ДО того, как приниматься за текст. Первая часть поможет познакомиться с форматом СМИ, вторая – правильно взаимодействовать с редакцией.
Конечно, умение понимать, что нужно тому или иному изданию приходит только с опытом. Расскажу, как это опыт постепенно наработать, но вначале небольшая история.
Несколько лет назад я брала интервью у волшебника-акварелиста. До перестройки Константин Кузема преподавал математику и электротехнику в техническом колледже. Но в девяностые педагоги сидели без зарплаты, нужно было чем-то зарабатывать. Этим «чем-то» стали акварельные рисунки. Акварель – коварная техника: одно неверное движение – и лист испорчен, пропали доллары, которые можно было бы получить за картинки у туристов на Невском проспекте. Поэтому Кузема вывел для себя принцип, который мне очень понравился: «отрезать [испорченное] и реализовать [остальное]», ведь даже маленький рисунок – это продукт, который кто-то готов купить.
Итак, упражнения:
- Кому пригодится?
Вы готовите материал на какую-либо тему, например, о ситуации на ювелирном рынке, и находите любопытную информацию (за десять лет вес золотого украшения уменьшился примерно в десять раз или стартапы выпускают дистрессуары – украшения, помогающие справиться с тревогой). Подумайте, какому СМИ мог бы подойти текст, включающий эту информацию? Может быть, сделать для женского журнала подборку ювелирных новинок, которые больше, чем просто украшения? Или уцепиться за уменьшение веса колец и сережек? А в каком формате и для какой аудитории об этом рассказать? Отвечайте на эти вопросы мысленно, делайте заметки, доведите навык до автоматизма.
- Ни кусочка в корзину
Беседа с хорошим спикером нечасто вмещается в финальный текст целиком. Придумайте, что сделать с теми фрагментами, которые остались? Если фрагмент не является самодостаточным, что стоило бы доспросить на месте?
Условно, вы брали интервью у писателя, в публикацию вошли его размышления о творчестве, а вот яркая байка о детских годах не попала. Чем ее дополнить, как оформить, чтобы сделать настоящий, пусть и маленький, материал? Со временем вы научитесь слышать такие фрагменты прямо во время беседы и оперативно реагировать. (Естественно, все это – соблюдая журналистскую этику: нужно непременно уведомить спикера, что этот фрагмент беседы пойдет в другое издание, и убедиться, что он не против, а ваши СМИ не конкурируют).
- Больше зайцев одним выстрелом
С фестивалей, выставок, ярмарок, конференций и прочих крупных мероприятий обычно набирается материал для нескольких текстов разного жанра (репортаж, обзор, интервью, опрос и т. д.). Изучив пресс-релиз и непосредственно программу мероприятия, определите, что может интересовать издания А, B и C, в каком виде им нужно преподнести материал, о чем вам следует позаботиться заранее (например, о фотографиях или дополнительной аккредитации); вышлите питч редактору, после согласования уточните детали – сроки, объем и прочее.
Об авторе
Анна Чуруксаева – журналист, редактор интернет-журнала «Понедельник», кандидат филологических наук. В профессии уже 17 лет, фриланс-стаж – 8 лет. Создатель проекта «Лаборатория журналистики», посвященного работе журналиста в информационную эпоху и феномену дистанционного интервью.
Подписывайтесь на канал о фрилансе и удаленной работе Remote&Freelance и узнайте, как монетизировать любимое дело, работать удаленно и путешествовать.
Узнай, как находить заказы на фриланс на зарубежном рынке в 2024 году, в моем гайде «Зарубежный фриланс 2024»! Всего 2990 рублей: скачать гайд и узнать, как получать заказы с Upwork БЕСПЛАТНО без оплаты коннектов.
Упоминающиеся в тексте Instagram и Facebook признаны на территории РФ экстремистскими.
1 comment
Отличные советы от акварелиста (и вас)), спасибо!
Comments are closed.