Хотите узнать больше о выходе на зарубежный фриланс, продвижении на LinkedIn и особенностях работы с иностранными заказчиками? Подписывайтесь на канал канал Brocli — все о зарубежном фрилансе!

По оценке Statista, к 2028 году количество фрилансеров в США вырастет с 57 до 90 миллионов человек, а это почти половина рабочей силы Соединённых Штатов. В 2017 году в странах Евросоюза фрилансеров стало в четыре раза больше. Количество фрилансеров растет по всему миру, но проблемы, с которыми они сталкиваются остаются теми же.

Копирайтер-фрилансер Андрей Абрамов пообщался с фрилансерами из Азербайджана, Германии и Армении. Поговорили о том, что для них означает фриланс и как на него влияют социальные медиа, как они преодолевают трудности, управляют временем и выбирают место для работы.

Назекет Аземли

Назекет Аземли, 25 лет, живёт в Баку, в Азербайджане. Совмещает пятидневную работу в офисе, неполный день (встречи два раза в неделю), и фриланс.

По профессии Назекет политический экономист. Фриланс-проекты часто связаны с основной специальностью — исследования и консультации для коммерческих компаний. Иногда работает проектным менеджером, ментором образовательных или социальных проектов. Переводит исследования и тексты с английского или русского на азербайджанский.

«Фриланс означает свободу выбора и свободу распоряжаться своим временем, а еще и дополнительную нервотрёпку. Работая на фрилансе, у тебя нет выходных и отпуска. В голове всегда висит задача, ты всегда работаешь. За дополнительные проекты берусь либо из-за денег, либо интереса».

Хаотичность работы и разнообразие проектов — основные сложности работы Назекет. Проекты сильно отличаются, каждый имеет свою специфику.

«У меня нет четкого распорядка дня, я организую свое время очень хаотично. Часто переключаюсь с одного на другое. Могу работать вплоть до того времени, как лягу спать, или не работать весь день. Если ты фрилансер, тебе нужно более систематично относится к своему планированию, чтобы иметь полноценное время работы и отдыха».

Фриланс-проектами Назекет занимается в молодежном центре Баку, где есть комфортное для работы пространство, реже — дома.

«Фриланс нестабилен, могут быть проблемы с заработком. Пока у меня постоянная работа, я потихоньку переключаюсь на фриланс. В дальнейшем планирую переходить на удаленную работу и частично заниматься фрилансом».

В Азербайджане фрилансер может зарегистрироваться как физическое лицо и платить всего 4% налогов от дохода (похожая система сейчас есть и в России — режим самозанятости). Для этого есть специальный сервис. Специальные площадки и биржи для поиска заказов Назекет не использует. В основном ее услуги рекомендуют друзья и знакомые.

«Сарафанное радио работает хорошо, но, думаю, стоит сделать блог. Не про то, какие проекты я делаю на фрилансе, а больше про урбанистику. Это та часть, которую я хочу больше всего продвигать. Хочу, чтобы люди больше ассоциировали меня с этим».

«Через социальные медиа намного проще продвигать то, что у тебя есть. Но иногда это может создавать иллюзию. Кажется, что социальных медиа хватает, чтобы дать людям услышать о твоей работе. Очень многие ещё не используют соцсети, и до них тоже нужно как-то достучаться. Медиа — это круто, но они направляют на быстрое потребление медиапродуктов. Люди сконцентрированы на фотографии или видео, а читать статьи, глубокие исследования или аналитику не хотят. Поверхностно касаясь материала, ты на все смотришь с точки зрения того, что происходит здесь и сейчас, но не видишь полную картину».

Стефани Стрелок

Стефани Стрелок, 54 года, живет в городе Бонн, в Германии. Работает радиожурналистом на фрилансе в течение 20 лет.

Помимо работы радиожурналистом, Стефани проводит воркшопы по PR-коммуникации, работе с текстами и организации пресс-конференций для коммерческих компаний.

«Ты никогда не знаешь, сколько будешь работать, — вот что такое фриланс. Это как горы и долины: иногда ты работаешь слишком много, иногда не имеешь работы совсем».

Основная трудность фриланса для Стефани — закончить работать. Рабочий день проходит в студии, где есть всё необходимое оборудование. Для встреч и интервью она выезжает в город. В остальном работает в специальной комнате, оборудованной под домашний офис. Это позволяет уходить от работы, когда она закончена.

«Раньше я жила в доме с кухней и одной комнатой, где работала и спала. Это было болезненно, ведь когда я просыпалась — видела компьютер и вспоминала о работе. Просто не могла расслабиться».

Стефани не рекламирует свои услуги, у нее нет сайта и профилей в соцсетях. Люди знают ее, как хорошего специалиста. Обращаются сами и рекомендуют друзьям.

«Если мы говорим о радиожурналистике, то у нас есть местная газета, куда я звоню и спрашиваю, нет ли чего интересного? Иногда люди звонят и просят меня подготовить что-то для них. Я работаю на фрилансе не только как журналист, но и как тьютор. Провожу воркшопы, учу писать пресс-релизы или готовить пресс-конференции. В большинстве случаев я спрашиваю о работе сама.»

В Германии журналисту не нужно иметь специального образования или диплома, но требуется опыт и репутация.

«Если ты звонишь кому-то и говоришь “Я хочу работать тут”, но никто не знает твоего имени, как ты докажешь, что являешься серьезным журналистом? В этом вся проблема».

«Раньше я регулярно проводила воркшопы, где участники делали свои радиопередачи. Сейчас в этом нет необходимости, ведь каждый может написать пост в Facebook или Twitter, который обязательно увидят друзья. С каждым годом аудитория газет и радио уменьшается, они получают меньше денег. Меньше денег получают и фрилансеры».

Гарегин Алексанян

Гарегин Алексанян, 28 лет, живет в небольшой деревне недалеко от Еревана, в Армении. Работает фотожурналистом, реже — автором статей.

Чтобы работать фотожурналистом в Армении, нужно получить специальный бейдж. При этом можно не работать с конкретным работодателем, сотрудничая с несколькими в качестве фрилансера.

«Фриланс — это распоряжение своим временем так, как ты хочешь. Но это очень опасно. Если у тебя нет дисциплины — лучше не быть фрилансером. Без нее начинаешь терять нить, пропускать дедлайны и делать все в последний момент. Когда делаешь в последние 3 дня — получается каша, а если получается каша, то лучше не делать совсем».

Фотожурналист работает в Ереване и других городах Армении. Редакционный процесс проходит дома либо в редакции документального центра фотографии, с которым Гарегин часто сотрудничает.

«В начале проекта самое главное — задуматься, как и что сделать. Я следую порядку и пытаюсь делать все постепенно. Бывает, нарушаю, у меня не супердисциплина, но даже тогда не спешу. Стараюсь делать хорошо, и если нужно — беру несколько дней на доработку».

Гарегин постепенно переходил на фриланс, поэтому с какими-то особенными трудностями не столкнулся. Обычно работает с одним-двумя крупными проектами, времени на работу уходит по-разному.

«Когда редактор рядом, можно встретиться за ланчем, обсудить работу и поговорить по душам. Конечный результат получится лучше и качественнее. Сейчас живу на моих проектах, но на продвижение личного бренда времени нет. Знаю, что нужно ставить себя, иметь хорошие связи, и обязательно этим займусь. Начну с хорошего онлайн-портфолио».

«С развитием медиа и соцсетей контента стало очень много. Твоя профессиональная работа теряется в груде фотографий. Но вообще хорошо, что еще нужны качественные фото и видео. С телефона не всегда получается то, что надо. Поэтому для хороших результатов нужно работать с фрилансерами».

В Азербайджане, Германии и Армении фриланс активно развивается, а герои интервью не собираются уходить на полный рабочий день. Биржи фриланса там не популярны, лучше работает сарафанное радио и хорошая репутация.  Самая большая проблема фрилансеров — дисциплина. Здесь помогает только чёткая система и планирование.

Социальные медиа становятся частью жизни фрилансеров: помогают продвигать свои работы и личный бренд, искать новых заказчиков. Но чем больше контента — тем проще в нём потеряться.

Автор статьи Андрей Абрамов — выпускник 5 потока курса «Копирайтинг с высоким бюджетом».

БЕСПЛАТНЫЙ вебинар про первые шаги для выхода на зарубежный фриланс в 2024 году! Получите запись прямо сейчас здесь!

Проверьте свои профили на LinkedIn и Upwork и узнайте, готовы ли вы к выходу на зарубежный фриланс. Забирай бесплатный чек-лист!→

Если хотите начать зарабатывать от 100 000 рублей в месяц на ведении своих и клиентских телеграм-каналов, приходите на курс «Телеграм PRO» — моя авторская система роста каналов с 0 до 25 000 подписчиков, которая принесла мне больше 3 млн рублей на рекламе, услугах и продуктах. Купить курс с 60% скидкой сейчас→

Упоминающиеся в тексте Instagram и Facebook признаны на территории РФ экстремистскими.

You May Also Like
Читать статью

PR-специалист: кто это, как стать, какие нужны навыки, советы новичкам

Как стать PR-щиком, но сохранить свободу фрилансера? Своим опытом и советами новичкам поделилась Мария Гешева, которая успешно совмещает работу в PR-агентстве с удаленкой на сервис Lastbox.
Читать статью
Читать статью

Как стать сценаристом игр: где и чему учиться, как составить портфолио и найти первый заказ

Успешная игровая сценаристка рассказывает, чему и где учиться, чтобы войти в геймдев, как оформлять портфолио и где искать работу.
Читать статью
Куда развиваться фрилансеру
Читать статью

«Однажды фрилансер должен умереть». Конечная точка в развитии фрилансера

Сегодня автор канала о запуске стартапа в прямом эфире «Голод/Миллиард» рассуждает о том, какие пути развития есть у фрилансера.
Читать статью
Читать статью

«Можно как-то поживее?»: что делать, если заказчик просит эмоциональный текст

Копирайтеры и заказчики рассказывают, как из обычного текста сделать эмоциональный и наладить взаимопонимание с заказчиком.
Читать статью
Как стать копирайтером
Читать статью

История успешного копирайтера: «С первого месяца я стала получать больше, чем на предыдущей работе, не отрываясь от ребенка»

Инженер-химик из НИИ нашла работу копирайтера на форуме для мам и начала зарабатывать в разы больше с первого месяца. Это не сценарий духоподъемного фильма, а реальная история — читайте ее в статье.
Читать статью